1_8

Страницы

Программа: "Здоровый ребенок в здоровой школе"


Нефтеюганское районное муниципальное образовательное учреждение
«Каркатеевская средняя общеобразовательная школа»
  
Мартьянова Ирина Владимировна
учитель физической культуры НР МОУ Каркатеевской СОШ

ПРОГРАММА
 «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК В ЗДОРОВОЙ ШКОЛЕ»
  
Научный руководитель: к. п. н. Г.И. Семенова доцент, доцент кафедры ТОФВ «ТГПИ им. Д.И. Менделеева»

п. Каркатеевы, 2006



СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
1.1. Гимнастика до учебных занятий
1.2. Физкультминутка
1.3. Динамическая перемена, динамический час
1.4. Четырехразовые уроки физической культуры
1.5. Занятия физической культурой с родителями, самостоятельные занятия и выполнение домашних заданий
II. КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. Лечебная физическая культура
2.2. Фитотерапия
2.3. Ингаляция травами
2.4. Дыхательная гимнастика по методу БОС
2.5. Точечный массаж
III. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Оздоровительные мероприятия и формы физического воспитания в режиме учебного дня
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Неудовлетворительное состояние здоровья подрастающего поколения взывает к поиску новых путей повышения эффективности форм, средств и методов формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных учреждений. Ведущая роль в плане обеспечения полноценного физического развития, сохранения и укрепления здоровья учащихся, всегда отводилась занятиям физическими упражнениями. Крайне важно именно в младшем школьном возрасте рационально организовывать занятия физическими упражнениями, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем полноценное не только физическое, но и разностороннее развитие личности.
В последнее время в целях оздоровления с успехом используются различные оздоровительные методики, основанные на элементах дыхательной гимнастики, ушу, йоги, точечного массажа и другие. Наметилась тенденция к применению оздоровительных методик в образовательном процессе начальной школы.
Настоящая программа предусматривает увеличение объема организованной двигательной активности, интеграцию оздоровительных мероприятий в режиме полного дня младших школьников и широкое применение средств и методов целенаправленного развития общей выносливости в учебном предмете «Физическая культура».
Целью данной программы является содействие формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся начальных классов.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
– повышением резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
– повышением физической работоспособности;
– повышением сопротивляемости организма к простудным заболеваниям;
– повышением уровня физической подготовленности;
– стабилизацией и (или) улучшения состояния опорно-двигательного аппарата;
– повышением уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения;
– повышением мотивации к ведению здорового образа жизни;
– снижением уровня заболеваемости ОРЗ, ОРВИ и гриппом.
Основное содержание программы структурируется в трех основных разделах:
I. Средства физического воспитания, позволяющие повысить объем организованной двигательной активности (дозировка, сроки и продолжительность применения различных форм физического воспитания указаны в таблице 2).
II. Комплекс оздоровительных мероприятий, направленный на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и имунной систем организма (основные средства, направленность и сроки применения оздоровительных методик указанны в таблице 1).
III. Средства физического воспитания, направленные на воспитание общей выносливости (планируемый объем беговой нагрузки на протяжение всего периода обучения в начальной школе указан в таблице 3).
В конце программы дается краткое описание применения оздоровительных мероприятий и форм физического воспитания в режиме полного дня начальной школы и примерное расписание полного дня начальной школы работающей в инновационном режиме (табл. 5).
В ходе реализации данной программы предполагается широкое применение агитационных форм пропаганды здорового образа жизни. Для этого планируется использовать стенды рекриации первого этажа.
На стендах освещается ход соревнований за право называться самым сильным, самым спортивным классом, за лучшее проведение гимнастики до занятий, а также информация о внутриклассных, школьных и районных спортивных соревнований.


Т а б л и ц а  1
Оздоровительные мероприятия: направленность, дозировка и сроки их применения

Мероприятия
Направленность
Дозировка
Сроки
Витаминизация с использованием витаминов группы А и В, аскорбиновая кислота, йодомарин 100
Неспецифическая профилактика: повышает сопротивляемость организма, компенсирует недостаток йода
Одно драже в день
Октябрь – ноябрь;
февраль – март
Стимулирующая профилактика:
экстракт эллеутеракока,
дибазол, пентоксил
Повышает иммунитет, и защитные свойства организма

10 – 20 капель
Одна таблетка в день
Декабрь – январь
Полоскание горла травяными настоями:
шалфей, эвкалипт, ромашка, шиповник, липа
Действует антисептически на слизистую оболочку дыхательных путей
Одна ч/л на настоя трав на стакан воды, один-два раза в день (tº воды после ОРВИ на 5º выше, чем до заболевания)
В периоды массового заболевания по рекомендации врача
Фитотерапия
Повышает резервы организма, используется для профилактики заболеваний, усиливает защитно-приспособительные свойства организма
1/2 стакана один раз в день
Сентябрь – ноябрь;
январь, март, май
Точечный массаж
Активизирует биологически активные точки, оказывает расслабляющее или стимулирующее действие на организм
Один раз в день
Круглогодично, на уроках физической культуры
Лечебный массаж
Восстанавливает работоспособность, снижает усталости, используется для предупреждения и профилактики различных заболеваний
10-15 сеансов
По назначению врача
Корригирующая гимнастика
Используется для профилактики и коррекции ОДА и плоскостопия
Два раза в неделю
По назначению врача
Дыхательная гимнастика по методу БОС
Синхронизирует работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышает ДАС, тренирует дыхательную мускулатуру, используется для профилактики бронхо-легочных заболеваний
Два раза в неделю
В рамках учебного расписания



Т а б л и ц а  2
Формы организации физического воспитания,
частота и продолжительность их применения

Формы работы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Утренняя гимнастика
5-7 мин. ежедневно
5-7 мин. ежедневно
5-7 мин. ежедневно
5-7 мин. ежедневно
Физкультминутки на уроках
2-4 мин.
2-4 мин.
2-4 мин.
2-4 мин.
Динамический час (или прогулка)
40 мин. ежедневно
40 мин. ежедневно
40 мин. ежедневно
40 мин. ежедневно
Динамическая перемена
15 мин. ежедневно
15 мин. ежедневно
15 мин. ежедневно
15 мин. ежедневно
Занятия физической культурой с родителями
Один раз в неделю
─   
─   
─   
Уроки физической культуры
Четыре раза в неделю
Четыре раза в неделю
Четыре раза в неделю
Четыре раза в неделю
Самостоятельные занятия и домашние задания
10-15 мин.
15-20 мин.
25-30 мин.
25-30 мин.
Соревнования, спортивные праздники
По плану
По плану
По плану
По плану
Дни здоровья
По плану
По плану
По плану
По плану


Т а б л и ц а  3
Планируемый объем минимальной (в начале учебного года) и максимальной (в конце учебного года ) беговой нагрузки в одном уроке

Класс
Возраст
Время (мин)
Начало учебного года
Конец учебного года
1
7-8
2
12
2
8-9
4
15
3
9-10
5
17
4
10-11
6
20
  
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, важное место занимает двигательная активность.
Средняя потребность организма детей школьного возраста в двигательной активности составляет 12 – 16 часов в неделю. Однако существующая сегодня организация учебного процесса в школе не удовлетворяет биологическую потребность детского организма в движении (М.В. Антропова, М.М. Безруких, С.П. Ефремов, 2004). Ограничение двигательной активности, противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляет рост, ослабляет иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития учащихся.
Проблема дефицита двигательной активности в условиях школы является чрезвычайно актуальной не только для России, но и для многих стран мира (О. А. Степанова, 2004). 
В связи с этим возникает настойчивая необходимость совершенствования двигательного режима детей младшего школьного возраста, который будет способствовать воспитанию физически крепкого, гармонично развитого и здорового ребенка.
Увеличение объема двигательной активности на наш взгляд возможно путем обязательного использования в режиме полного дня начальной школы таких форм физического воспитания, как: гимнастика до учебных занятий, физкультминутка, динамическая перемена, динамический час, выполнение домашних заданий, а также проведение четырехразовых уроков физической культуры в неделю.

Гимнастика до учебных занятий

Научно доказано, что утренняя гимнастика воспитывает жизненно важные качества необходимые человеку, улучшает деятельность всех органов, является профилактическим средством против простудных и других заболеваний, решает задачи: укрепления здоровья, закаливания организма, воспитания воли.
Гимнастика до учебных занятий, является составной частью физкультурно-оздоровительной работы в школе. Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма, благодаря чему ускорить «вхождение» организма школьников в работу. Гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня и содействует воспитанию у школьников привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Комплексы гимнастики должны соответствовать возрастным возможностям учащихся, как физическим, так и образовательным. Их подбор должен производиться с учетом усвоения детьми основных двигательных действий, предусмотренных программой по физической культуре. Подобранные упражнения должны отвечать основному назначению гимнастики до учебных занятий и оказывать воздействие на все группы мышц занимающихся.
Определяя очередность упражнений в комплексе, предусматривается руководствоваться следующими правилами:
1. Перед выполнением первого упражнения учащиеся должны принять и в течении 5 – 6 сек. сохранять положение правильной осанки. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки при выполнении упражнений комплекса.
2. Далее следует 1 – 2 упражнения, вовлекающие в работу большие группы мышц. Они содействуют улучшению ритмичности и глубины дыхания, умеренно активизируют деятельность всех органов и систем.
3. Выполняются 2  3 упражнения на основные группы мышц рук, туловища и ног.
4. Затем выполняется 1 – 2 наиболее интенсивных упражнений для всех частей тела, заметно активизирующих сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
5. После этого следуют упражнения в ходьбе на месте, направленные на восстановление дыхания. Внимание вновь акцентируется на правильной осанке.
6. В конце комплекса используются упражнения на координацию и на внимание.
Смену комплексов предусматривается проводить раз в две-три недели, или последовательно заменять по одному упражнению в неделю.
 Для повышения эмоциональности гимнастики до занятий планируется использовать музыкальное сопровождение и радиосеть школы (выполнение упражнений под магнитофонную запись).
Так как гимнастика до занятий выполняется в повседневной одежде, необходимо, чтобы девочки в строю располагались за мальчиками. Гимнастика проводится перед первым уроком, учитель должен быть с классом. Учитель физической культуры и классный руководитель должны разъяснить учащимся значение утренней гимнастики. Гимнастика до занятий будет эффективна только тогда, когда учащиеся будут понимать ее смысл и относиться к ней серьезно. 

Физкультминутка

Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (С. В. Попов, 1998).
Физкультминутка решает следующие задачи:                           
 обеспечение адекватного восстановления сил;
 смену видов деятельности;
 регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления;
– смену произвольной и эмоциональной активности необходимой во избежание переутомления;
– профилактику нарушений осанки, опорно-двигательного аппарата, ведущих к проблемам иннервации внутренних органов.
Физкультминутка проводится в классах на 17 – 20 мин. каждого урока, при открытой форточке и открытых окнах в рекреации. Упражнения выполняются учащимися под музыкальное сопровождение. Комплекс физкультминутки состоит из 5 – 6 упражнений общеразвивающей направленности. Содержание комплекса меняется раз в две недели или заменяется одно упражнение каждую неделю. Комплексы составляет учитель физической культуры и разучивает их с учащимися на уроках физической культуры.

Динамическая перемена, динамический час

Динамическая перемена и динамический час – это активный отдых, который снижает утомление, вызываемое учебной деятельностью, способствует повышению объема двигательной активности школьников, устойчивости организма к простудным заболеваниям может решать следующие задачи:
 целенаправленного развития физических качеств;
 совершенствования двигательных навыков изученных на уроках физической культуры;
– формирования умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и основ формирования здорового образа жизни.
Динамическая перемена проводится после третьего урока в рекреации первого этажа. Динамическую перемену проводят физорги – IV классов по очереди, или дети по желанию. Используются малоподвижные игры, игры на внимание, прыжки на скакалке, упражнения с мячами и обручами. Продолжительность динамической перемены 15 мин.
Динамический час или прогулка на свежем воздухе проводится после пятого урока под руководством учителя-предметника, учителя физической культуры или заранее для этого подготовленными учащимися. Используются игры упражнения, изучаемые на уроках физической культуры.
Во время динамического часа можно развивать такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, а также координацию движений. Занятия на свежем воздухе способствуют закаливанию организма, повышению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.

Четырехразовые уроки физической культуры

«Уроки физической культуры в школе, по данным профессора Н.Т. Лебедевой, компенсируют в среднем лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка. Дефицит движений, в свою очередь, приводит к нарушению осанки, избыточному весу, заболеваниям сердечно-сосудистой
системы даже у младших школьников» (В.К. Бальсевич, 1997) Недостаточная физическая активность детей младшего школьного возраста является основной причиной ухудшения их здоровья, снижения у них жизненного тонуса. Необходимость проведения четырех уроков физической культуры в неделю обусловлено еще и тем обстоятельством, что биологической основой развития физических качеств является адаптация организма к физическим нагрузкам. Главным принципом адаптации организма к физическим нагрузкам является принцип непрерывности. Большой перерыв между занятиями (2 – 4 дня) приводит к тому, что адаптивные изменения происшедшие в организме в период восстановления не подкрепляются новой порцией физических нагрузок. Организм теряет вновь приобретенные свойства, и процесс развития физических качеств каждый раз начинается с нуля.
    Непрерывность процесса физического воспитания обусловлена не только выше изложенными закономерностями процесса адаптации организма к физическим нагрузкам, но и педагогическими требованиями, связанными с необходимостью многократного повторения упражнений для заучивания (В.К. Бальсевич, 1997).
Проведение четырехразовых уроков физической культуры в неделю позволит увеличить объем организованной двигательной активности учащихся, повысить уровень их физической подготовленности, физической работоспособности, функциональных возможностей систем энергообеспечения, будет способствовать гармоничному физическому развитию учащихся, формированию, укреплению и сохранению здоровья младших школьников.

Занятия физической культурой с родителями, самостоятельные занятия и выполнение домашних заданий

Физическое воспитание в семье направленно на разностороннее физическое развитие ребенка и повышение уровня его здоровья. Здоровье детей во многом зависит от режима жизни в семье и усилий родителей в воспитании школьника. В связи с этим родители должны всячески поощрять семейную физическую культуру, показывать пример своим детям в занятиях физическими упражнениями. При этом важно, чтобы физическое воспитание в семье стало составной частью проведения досуга учеников после занятий в школе.
Занятия физической культурой по субботним дням детей вместе с родителями, предусмотренные данной программой, позволят решать ряд задач семейного и школьного физического воспитания:
 пропаганды здорового образа жизни;
 повышения эмоционального фона занятий;
 сплочения семьи;
 укрепления нравственного климата в семье;
 создания добрых семейных традиций;
– укрепления физического здоровья;
В данных занятиях предусматривается широкое применение эстафет, подвижных игр и туристических походов.
Основными средствами физического воспитания в семье являются:
– спортивные и подвижные игры (волейбол, футбол, стритбол, пионербол и т.п.);
– выполнение домашнего задания по учебному предмету «Физическая культура» и по лечебной физической культуре;
– подготовка и участие в семейных соревнованиях («Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровая семейка и т.п.).
Самостоятельные занятия школьников, в первую очередь, направлены на развитие физических качеств. Выполнение домашних заданий по физической культуре в сочетании с самостоятельными тренировками будут способствуют успешной сдаче учебных нормативов, и более качественному усвоению учебного материала, что в конечном итоге позволит создать ситуацию успешности в ходе учебных занятий и повысить мотивацию учащихся к урокам физической культуры.
Упражнения лечебной физической культуры содействуют оздоровлению ребенка, хорошему самочувствию, повышению его жизненного потенциала. Занятия детей в домашних условиях по лечебной физической культуре должно осуществляться по назначению врача (Ю.Л. Янсон, 2004).
Участие в семейных соревнованиях, сплачивают семью, способствуют сохранению и укреплению здоровья, установлению между родителями и детьми доверительных взаимоотношений. При организации занятий физическими упражнениями в семье учитель физической культуры и классный руководитель должны учитывать, что разные семьи отличаются друг от друга своеобразными традициями, установками, стремлениями и уровнем общей культуры.
  
II. КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Лечебная физическая культура

Состояние опорно-двигательного аппарата (скелета, суставов, связок и мышц) оказывает большое влияние на здоровье человека. Особенно это важно для организма ребенка младшего возраста, растущего более интенсивно. Начало школьной жизни резко меняет характер деятельности ребенка. Ему приходится по несколько часов в день сидеть неподвижно за партой, в результате позвоночник подвергается значительным статическим нагрузкам, при одновременном снижении двигательной активности.        
Длительное сидение в одной и той же позе создает серьезные предпосылки для деформации позвоночника. ( Л.Д. Назаренко, 2002).
ЛФК – метод, использующий применение движений в виде дозированных физических упражнений для лечебных и профилактических целей. Основные средства лечебной физической культуры – физические упражнения, естественные факторы природы.
Лечебная физическая культура широко применяется во всех школьных и дошкольных учреждениях, с детьми отнесенными по состоянию здоровья к специальным группам. Такими отклонениями в состоянии здоровья являются: нарушение осанки, лордоз, кифоз, сколиоз, частые простудные заболевания.
Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, которые делятся на следующие: без предметов, с предметами и на снарядах; применяемые для развития силы, ловкости, быстроты, координации движений; корригирующие, дыхательные, упражнения на расслабление, игры: малоподвижные, подвижные и спортивные.
Гимнастические упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Различают активные упражнения и пассивные, а так же упражнения облегченные, статические, упражнения с волевым напряжением, упражнения с сопротивлением.
В устранении различных искривлений позвоночника велика роль корригирующей гимнастики. Основная цель физических упражнений корригирующей гимнастики заключается в обеспечении морфологической коррекции, формировании навыков правильной осанки, нормализации функций сердечно-сосудистой системы, системы дыхания на фоне общеоздоравливающего влияния.
Корригирующие упражнения применяются при исправлении (коррекции) осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем. Это могут быть гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемые в различных исходных положениях с гимнастической палкой, мячами или без предметов. При деформации позвоночника применяют корригирующие упражнения в сочетании с массажем.
Корригирующие упражнения при нарушении осанки
При случаях нарушения осанки у младших школьников необходимы разнообразные физические упражнения, соответствующие функциональным возможностям ребенка, лыжные прогулки, игры с мячом, ежедневная гигиеническая гимнастика, специальные корригирующие упражнения.
К о р р и г и р у ю щ и е у п р а ж н е н и я п р и с к о л и о з а х.
Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Могут быть сколиозы врожденные и возникающие в процессе роста ребенка. Принято делить сколиозы на простой, при котором изгиб в одну сторону, и сложный – изгибы в обе стороны (во фронтальной плоскости). Причиной приобретенного сколиоза чаще всего может быть слабое физическое развитие ученика.
При сколиозах используют активную и пассивную коррекции. Активная коррекция включает упражнения для укрепления мышц спины, выработки правильной осанки, улучшения функции дыхания, что положительно сказывается на форме грудной клетки, улучшении общего физического развития. К пассивной коррекции относятся: применение массажа, лечение положением, ношение корсета. Из средств лечебной физической культуры применяют упражнения: симметричные и асимметричные, на четвереньках, на наклонной плоскости, смешанные и чистые висы на равновесие. Не рекомендуются упражнения с поднимание тяжестей. Полезны лыжные прогулки и игры с мячом. При удовлетворительном физическом развитии ребенка ему можно заниматься плаванием.
К о р р и г и р у ю щ и е у п р а ж н е н и я п р и к и ф о з е.
Под кифозом понимается искривление позвоночника в сагиттальной плоскости. Наиболее часто встречаются кифозы рахитические в детском возрасте, возникающие в период быстрого роста при ослаблении связок и мышц, и профессиональные, связанные с длительным пребыванием в согнутой позе во время приготовления уроков.
Для профилактики и лечения кифозов используются разнообразные общеукрепляющие активные физические упражнения, на фоне которых даются специальные упражнения для мышц спины, ползание, дыхательные упражнения. Особенно полезны игры с мячом, плавание. Для профилактики рекомендуется спать на спине на жесткой кровати; работать за столом, высота которого соответствует росту; следить за хорошим освещением рабочего места.
К о р р и г и р у ю щ и е у п р а ж н е н и я п р и п л о с к о с т о п и и.
Основная причина плоскостопия – ослабление связочно-мышечного аппарата, поддерживающего свод стопы. При лечении используют физические упражнения, укрепляющие мышцы, поддерживающие свод стопы, а также массаж и ношение специальной обуви или прокладок в обувь (супинаторов). Упражнения для свода стопы рекомендуется делать при разгрузке стоп от веса тела, т.е. в исходном положении сидя или лежа. Корригирующими упражнениями будут: супинация стоп – свободная и с сопротивлением; хватательные движения пальцами ног; лазание по шесту и канату с захватыванием их внутренней поверхностью свода стопы; ходьба босиком по неровному грунту; ходьба с опорой на наружный край стопы; ходьба и бег на носках и т. д.

Фитотерапия

Фитотерапия, безусловно, может и должна решать вопросы лечения и коррекции предболезни. По определению профессора И.Н. Бухаловского (Н.Т. Лебедева, 1979) «предболезнь – это функционально-морфологические изменения в организме человека, возникающие под влиянием значительных внешних воздействий или внутренних причин, способные при неблагоприятных условиях достичь степени болезненных проявлений, стать уже клинически выращенной болезнью». С фитотерапией связан вопрос о применении адаптогенов – средств, которые усиливают сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям внешней среды, повышает устойчивость организма к болезням.
Фитотерапия в выполнении этой задачи должна занять достойное место. Преимущество фитотерапии можно выразить несколькими постулатами:
1. Фитотерапия относится к универсальным средствам воздействия на организм, усиливающим защитно-приспособительные механизмы, направленные на усиление и координацию саморегулирующих функций;
2. Фитотерапия, применяемая в профилактических целях, способна предотвратить заболевание.
3. Фитотерапия привлекает почти полным отсутствием побочных эффектов при ее применении.
 Смородина черная богата альфа и гамма линоленовыми кислотами и позволяет восполнить недостаток полинасыщенных жирных кислот, повышая тем самым иммунитет.
 Шиповник богат L-аскорбиновой кислотой или витамином C (0,2-1,2%) и витамином В2. В нем также содержится пектин (15%), органические кислоты (в основном яблочная и лимонная), водорастворимые танины и другие соединения.
 Ромашка лекарственная – горечь соцветий ромашки обусловлена наличием в них сесквитерпеновых лактонов. В соцветиях содержится множество активных веществ, в том числе эфирное масло голубого цвета, богатое азуленами и бисабололами (сесквитерпены) и полифенолами (в основном флавоноидами).
 Облепиха содержит огромное количество витамина С – от 200 до 600 мг на 100 г (это в 10 раз больше, чем в лимоне). Облепиха так же является источником флавоноидов, бета-каротина (провитамина А), витамина Е, витамина F.
 В цветках каркаде содержится большое количество органических кислот (лимонной, аскорбиновой, винной, яблочной и др.).
          Фиточаи применяемые для профилактики заболеваний ОРЗ, ОРВИ, повышающие иммунитет организма:
М а к е д о н с к и й ч а й.
Состав: плоды шиповника, листья мяты перечной, цветки акации.
Чай «Македонский» является освежающим чаем с запахом мяты и акаций, обладает приятным вкусом, с общим положительным действием на организм.
О с в е ж а ю щ и й ч а й.
Состав: плоды шиповника, цветки липы, индийский чай, цветки ромашки, цветки кенафа.
Чай «Освежающий» составлен по традиционным домашним рецептам. Обладает приятным кисловатым вкусом, оказывает общеукрепляющее действие на организм.
Ф р у к т о в ы й ч а й.
Состав: яблоко, плоды шиповника, груша, цветки кенафа, цветки липы, корица, ароматические вещества.
Чай является источником витаминов и минеральных солей. Содержит корицу, которая усиливает аромат и благоприятный освежающий эффект.
Ч а й и з л и п ы.
Состав: цветки липы.
Чай оказывает противомикробное, противовоспалительное и мягчительное действие. Применяется в качестве потогонного и жаропонижающего средства при ангине, бронхите, простудных заболеваниях, а также как успокаивающее средство при повышенной нервной возбудимости у детей. Чай обладает золотистым цветом, прекрасным вкусом и ароматом.
Ч а й и з ш и п о в н и к а.
Состав: плоды шиповника, цветки кенафа.
Чай, содержащий высокое количество витамина С (аскорбиновая кислота), витамины группы К (отвечающих за свертываемость крови), группы Р (понижающих проницаемость и ломкость капилляров). Чай рекомендуется с целью профилактики и лечения гиповитаминозов, при снижении сопротивляемости организма. Чай является прекрасным средство для повышения иммунитета, для усиления регенерации тканей.
Ч а й и з м я т ы.
Состав: листья мяты перечной.
Чай оказывает успокаивающее, антисептическое действие, усиливает капиллярное кровообращение. Рекомендуется для улучшения аппетита и усиления секреции пищеварительных желез.
Ч а й д е т с к и й.
Состав: Цветки ромашки, цветки липы, листья ежевики, плоды фенхеля, плоды шиповника, листья крапивы, цветки кенафа.
Чай рекомендуется давать детям, перенесших заболевания или просто ослабленным для укрепления организма, улучшения усвоения питательных веществ из пищи. Чай стимулирует процессы регенерации и ранозаживления, обладает противовоспалительным и антимикробным действием.

Ингаляция травами

В комплексе оздоровления одно из мест занимает ингаляция травами. Для полоскания горла используются настои трав, обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей.
Применение ингаляций позволяет снизить заболеваемость вирусными инфекциями.
Носоглотка – одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи.
Для полоскания горла эффективны отвары растений. В сбор входят: аир болотный (2 ч.л.), девясил высокий (1 ст.л.), лапчатка прямостоячая (2 ч.л.), щавель конский (1 ч.л.).
Смесь измельченных корней и корневищ каждого растения залейте двумя стаканами воды и настоите в термосе. Охладите до 270, при этом через каждые 3 – 5 дней снижать температуру на 1 градус и довести до 10 – 120. Продолжительность процедур не менее одного месяца. Но для того, чтобы всегда «быть в форме», специалисты советуют смену состава трав (к ним привыкают бактерии и человек). Через месяц закаливания можно перейти на полоскания аналогично приготовленным отваром какой-либо одной травы. Например: ромашки аптечной, шалфея, эвкалипта или календулы (они промывают лакуны миндалин, поддерживают бактерицидные свойства и иммунологическую активность).
Ингаляция травами проводится в период массовых заболеваний по рекомендации школьного врача.

Дыхательная гимнастика по методу БОС

Д ы х а н и е – сложный биологический процесс потребления живым организмом кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа и воды. Процесс дыхания принято делить на:
1. Внешнее или легочное дыхание, т.е. обмен газов с окружающей средой;
2. Перенос кислорода и углекислоты кровью (кислород переносится оторганов дыхания к тканям организма, а углекислый газ – в противоположном направлении);
3. Внутреннее или тканевое дыхание, т.е. процесс потребления тканями кислорода и образования в них углекислоты в результате окислительных реакций.
         Внешнее дыхание человека осуществляется дыхательным аппаратом. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух проходит весьма сложный путь. При вдохе воздух через нос или рот попадает сначала в носоглотку, а оттуда в гортань, затем в трахею; далее он проходит по крупным и мелким бронхам и бронхиолам, достигает мельчайших легочных пузырьков (альвеол) и заполняет их. Вдох и выдох совершается в результате сокращения и расслабления специальных дыхательных мышц – диафрагмы, наружных и внутренних межреберных и межхрящевых мышц. В зависимости от участия тех или иных мышц в дыхательных движениях дыхание может быть грудным (реберным), диафрагмальным (брюшным) и смешанным.
Разработанная А.А. Сметанкиным система дыхательной гимнастики, выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем приборов биологически обратной связи принципиально меняет наш взгляд на место дыхательной гимнастики в нашей жизни. Предложенная методика тренировки и воспитания в себе этого нового лечебно-оздоровительного типа дыхания полностью совпадает с естественными механизмами активизации внутренних резервов организма.
Д ы х а т е л ь н а я г и м н а с т и к а и ее отдельные упражнения являются универсальным средством физической культуры, которые включаются во все программы оздоровления и реабилитации. Это особенно актуально в связи с тем, что оздоровление детей, посещающих общеобразовательные учреждения, в последнее время стало одним из приоритетных направлений работы Министерства образования и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Для здоровья ребенка характерен диафрогмальныо-релаксационный тип дыханимя. Формирование и поддержание такого типа дыхания является базовым и необходимым условием успешной реализации любой программы оздоровления и реабилитации.
М е т о д Б и о л о г и ч е с к и о б р а т н о й с в я з и (далее БОС) эффективно применяется в образовательных учреждениях всего мира.
Работа по методу БОС решает следующие задачи:
1. Профилактики и снижение заболеваемости;
2. Тренировки дыхательной мускулатуры;
3. Увеличения и стабилизации дыхательной аритмии сердца (далее ДАС);
4. Выработки умения максимально снижать величину частоты сердечных сокращений на вдохе и достижение максимально стабильной индивидуальной ДАС;
5. Активизации резервов кардиораспираторной системы.
Величина ДАС позволяет говорить об общих регуляторных взаимодействиях в деятельности дыхательно и сердечно-сосудистой систем, которые в конечном итоге обуславливают гомеостаз внутренней среды организма. Чем больше ДАС, тем лучше сократительная способность бронхов.
Главным нервным регулятором в гармонии как дыхания, тат и работы сердца является вегетативная нервная система. Она имеет два отдела: симпатический и парасимпатический – проще говоря, первый отдел возбуждающий, а второй – тормозный.
На вдохе более активен возбуждающий (симпатический отдел). Его импульсы действуют на бронхи. В ответ на действия этих импульсов бронхи расширяются, пропуская атмосферный воздух. Одновременно импульсы симпатического отдела действуют на сердце и оно на вдохе начинает биться чаще. На выдохе происходят противоположные процессы, поскольку более активен парасимпатический (тормозный) отдел. Его импульсы так же действуют на бронхи. Бронхи в ответ на действия этих импульсов сокращаются, выбрасывают отработанный воздух. Одновременно они действуют на сердце, и сердцебиение на выдохе замедляется. И вот здесь кроется самое главное. Возникает разница в частоте сердечных сокрашений (величине пульса) на вдохе и на выдохе. Это и есть дыхательная аритмия сердца (ДАС) – индикатор эффективности работы главного регулятора гармонии дыхания и сердца, т.е. вегетативной нервной системы. Она же, эта разница, определяет эффективность газообмена и в целом эффективность, правильность дыхания. На стресс, заболевания сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем первой реагирует ДАС – она понижается.
ДАС – это та количественная величина, которая определяет уровень здоровья.
Методика работы на тренажере дыхания
Обучающийся осваивает навык диафрагмального дыхания (по методу Сметанкина), сидя у экрана компьютера. На экране постепенно, полоса за полосой открывается рисунок – корабль, бабочка, космодром. При правильно сделанном дыхательном цикле открывается следующая полоса. Цикл тренировки длится несколько минут, затем наступает короткая фаза отдыха. И вновь на экране красочные слайды.
Если дыхательный цикл выполнен не верно, очередная полоса не откроется, останется присыпанной инеем. Значит нужно расслабиться (заниматься тренировкой по методу БОС в напряженном состоянии нельзя) и повторить попытку.
Как проходила работа во время сеанса, были сбои или нет, с чего начинался курс тренировок и к чему пришел занимающийся? На все эти вопросы можно ответить, посмотрев после сеанса итоги работы (таб. 4).

Т а б л и ц а 4
Таблица Сметанкина
 «Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья» для детей до 9 лет

ДАС, в уд./мин.
Оценка здоровья, в баллах
37>
5
28 - 36
4
19 – 27
3
10 – 18
2
0 - 9
1

Точечный массаж

В общей системе оздоровления важное место занимают методы рефлексотерапии, которые включают помимо иглоукалывания, точечный массаж, массаж особых зон тела. Основной целью массажа является побуждение скрытых возможностей организма, повышение его приспособительных сил и таким образом улучшение состояния здоровья человека, подавление начинающейся болезни на первых ее стадиях. В основе этих методов лежит воздействие на точки акупунктуры, так называемые биологически активные точки. При регулярных занятиях физическими упражнениями, повысить эффективность каждого занятия поможет точечный массаж, выполненный до и после выбранного комплекса.
На уроке физической культуры выполнение точечного массажа предусматривается в начале или в конце занятия, в течении 2-3 мин. Детям предлагается выполнить точечный массаж рук. Тонизирующий массаж тыльной поверхности рук (рис.1) проводят быстрыми поверхностными движениями или похлопыванием ладони в направлении снизу вверх. Массируя последнюю точку, сгибают руку в локтевом суставе под прямым углом. Все эти точки являются общеукрепляющими. Затем массируя руки, воздействуем на точку «а» (рис.2), это: «точка от ста болезней» и относится к числу наиболее часто используемых. Воздействие осуществляется на область расположенную между основаниями первой и второй пястных костей. Массажный прием будет сделан правильно, если вы ощутите в области точки ломоту или легкую болезненность. Путем ущемления тканей мизинца по обе стороны от основания ногтя можно улучшить работу сердца (рис.3). При успокоительном массаже используется воздействие на точки показанные на рисунках 4 – 5.
Массаж ушной раковины может воздействовать на опорно-двигательный аппарат, внутренние органы и ткани (рис.6). Точки акупунктуры ушной раковины, рекомендуют при тонизирующем массаже. Массаж проводят указательным или средним пальцем продольными движениями снизу вверх и обратно, Заднюю поверхность уха можно массировать таким же образом, двумя руками или тремя пальцами одновременно.
Массаж лица и волосяного покрова части головы. Двумя ладонями сделайте несколько «умывательных» движений по лицу. Движения должны быть приятными и легкими. Левой рукой такими же движениями массируются область лба и правой щеки. Кончиками пальцев обеих рук проведите легкие, быстрые движения вокруг глаз, начиная от их внутренних углов и заканчивая у внутренних краев бровей, нажимая в углубление между бровями (рис.7). На рисунке показаны направления массажных движений при массаже тканей в области глаз.

III. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Применительно к детям младшего школьного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60% от максимальной) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности. При этом целесообразно говорить о развитии общей выносливости, так как в данном случае, именно аэробное энергообеспечение в большей степени обеспечивает организм ребенка энергией при продолжительном и глобальном функционировании мышечной системы.
Необходимость развития общей выносливости с младшего возраста обусловлена рядом причин. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, улучшить функционирование организма в целом, повысить физическую работоспособность.
     Необходимость развития выносливости у детей младшего школьного возраста определяется еще и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки. Только в этот период можно существенно повысить уровень максимального потребления кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека, показателем его аэробных возможностей.
         Большое значение имеет развитие общей выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера: целеустремленности, настойчивости, смелости, уверенности в своих силах.
Основными методами развития общей выносливости являются:
─ метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой небольшой, средней и умеренной интенсивности, выполняемые как равномерно так и попеременно;
 метод повторного интервального упражнения;
 метод круговой тренировки;
 игровой метод;
 соревновательный метод.
Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 минут, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом следует придерживаться следующих правил:
Доступность – предполагаемая нагрузка должна соответствовать возможностям занимающихся и планироваться с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности.
Систематичность – эффективность физических упражнений, то есть влияние их на организм, во многом определяется системой и последовательностью воздействия нагрузочных требования.
Постепенность – это правило выражает общую тенденцию систематического повышения физической нагрузки. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Используя метод непрерывного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа должна осуществляется на пульсе 140  150 ударов в минуту (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2001). В целях систематизации дозирования нагрузки планируется использовать специально разработанную таблицу (табл.3).

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕЖИМЕ ПОЛНОГО ДНЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Учебный день начинается в 7 час. 45 мин. с гимнастики до занятий. Дети организованно строятся в рекреации первого этажа, девочки становятся за мальчиками. Гимнастика до занятий проводится под наблюдением учителя, ведущего первый урок в данном классе, а непосредственное осуществление возлагается на учащегося из класса, подготовленного учителем физической культуры. Упражнения выполняются под музыку в течении 5 – 7 мин.
После завтрака (9.30 – 9.40), дежурный по классу раздает витамины.
В 10 час. 20 мин. проводится динамическая перемена, в организации которой, используются малоподвижные игры, игры на внимание. Перемену проводит учитель или физорг класса, а также дети по желанию. В конце перемены дети пьют фиточаи.
         После обеда (в 12.час. 20 мин.) – динамический час. Динамический час при хороших погодных условиях может проводиться на улице. При проведении динамического часа используются игры с мячом, эстафеты с предметами, скакалки, мячи, обручи и др. предметы. Динамический час проводит учитель, физорг класса, а также дети, подготовленные учителем физической культуры.
На каждом уроке предусматривается проведение физкультминутки. На семнадцатой минуте по звуковому сигналу, дежурный по классу открывает двери кабинета, окна в рекреации открывает дежурный по этажу из работников техперсонала. Упражнения выполняются в течении 2 – 4 мин. под музыку. Физкультминутку проводит дежурный по классу. Комплексы физкультминуток разучиваются на уроках физической культуры.
   После занятий группы продленного дня учащиеся занимаются диафрагмально-релаксационной дыхательной гимнастикой по методу Сметанкина (ДАС-БОС)
     Обучение методам самомассажа предусматривается на уроках физической культуры. Лечебный массаж проводится медсестрой-массажистом по назначению врача.


Т а б л и ц а  5

ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ ПОЛНОГО ДНЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ РАБОТАЮЩЕЙ В РЕЖИМЕ ИННОВАЦИИ

Дни недели
Урока
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Расписание звонков
Понедельник

Гимнастика до занятий
7,45 – 8,00
1.
Русский
Русский
Русский
Русский
8,00 – 8,40
2.
Математика
Чтение
Чтение
Чтение
8,50 – 9,30
Завтрак, прием витаминов
9,30 – 9,40
3.
Чтение
Труд
Окружающий мир
Окружающий мир
9,40 – 10,20
Динамическая перемена, фитотерапия
10,20 – 10,35
4.
Физкультура
ИЗО
ИЗО
Труд
10,35 – 11,15
5.


-
Физкультура
11,30 – 12,10
Обед, динамический час или прогулка
12,10 – 12,20, 12,20 – 13,00
ГПД
13,00 – 14,30
БОС
14,30 – 15,10
Вторник
Гимнастика до занятий
7,45 – 8,00
1.
Русский
Русский
Русский
Русский
8,00 – 8,40
2.
Математика
Математика
Математика
Математика
8,50 – 9,30
Завтрак, прием витаминов
9,30 -9,40
3.
Физкультура
Риторика
Информатика
Информатика
9,40 – 10,20
Динамическая перемена, фитотерапия
10,20 – 10,35
4.
Чтение
Физкультура
Английский яз.
Музыка
10,35 – 11,15
5.


Физкультура

11,30 – 12,10
Обед, динамический час или прогулка
12,10 – 12,20, 12,20 – 13,00
ГПД
13,00 – 14,30
БОС
14,30 – 15,10
Среда
Гимнастика до занятий
7,45 – 8,00
1.
Русский
Русский
Русский
Русский
8,00 – 8,40
2.
Математика
Математика
Математика
Математика
8,50 – 9,30
Завтрак, прием витаминов
9,30 -9,40
3.
Окружающий мир
Чтение
Труд
Труд
9,40 – 10,20
Динамическая перемена, фитотерапия
10,20 – 10,35
4.

Музыка
Физкультура
Англ. яз.
10,35 – 11,15
5.



Физкультура
11,30 – 12,10
Обед, динамический час или прогулка
12,10 – 12,20, 12,20 – 13,00
ГПД
13,00 – 14,30
БОС
14,30 – 15,10
Продолжение таблицы
Дни недели
Урока
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Расписание звонков
Четверг
Гимнастика до занятий
7,45 – 8,00
1.
Русский
Русский
Русский
Русский
8,00 – 8,40
2.
Математика
Математика
Математика
Математика
8,50 – 9,30
Завтрак, прием витаминов
9,30 – 9,40
3.
Физкультура
Окружающий мир
Англ. яз.
Риторика
9,40 – 10,20
Динамическая перемена, фитотерапия
10,20 – 10,35
4.
ИЗО
Англ. яз.
Музыка
Физкультура
10,35 – 11,15
5.

Физкультура


11,30 – 12,10
Обед, динамический час или прогулка
12,10 – 12,20, 12,20 – 13,00
ГПД
13,00 – 14,30
БОС
14,30 – 15,10
Пятница
Гимнастика до занятий
7,45 – 8,00
1.
Русский
Русский
Русский
Русский
8,00 – 8,40
2.
Чтение
Чтение
Чтение
Чтение
8,50 – 9,30
Завтрак, прием витаминов
9,30 – 9,40
3.
Окружающий мир
Труд
Труд
Физкультура
9,40 – 10,20
Динамическая перемена, фитотерапия
10,20 – 10,35
4.
Труд
Физкультура
Риторика
Англ. яз.
10,35 – 11,15
5.
Музыка

Физкультура

11,30 – 12,10
Обед, динамический час или прогулка
12,10 – 12,20, 12,20 – 13,00
ГПД
13,00 – 14,30
БОС
14,30 – 15,10
Суббота
Гимнастика до занятий
7,45 – 8,00
1.

Математика
Математика
Математика
8,00 – 8,40
2.

Чтение
Чтение
Чтение
8,50 – 9,30
Прием витаминов
9,30 – 9,40
3.

Окружающий мир
Окружающий мир
Окружающий мир
9,40 – 10,20
Динамическая перемена, фитотерапия
10,20 – 10,35
4.

Английский яз.
Физ-ра
ИЗО
10,35 – 11,15
5.

Физ-ра


11,30 – 12,10
6.
Физ-ра



12.20 – 13.00


Литература


1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов. физ. культуры). – М.: «Физкультура и спорт», 1978. – 223 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 207 с.
3. Бальсевич В.К. Физическое воспитание ребенка в семье // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1997, № 1. – С. 50-51.
4. Бальсевич В.К. Что необходимо знать о закономерностях регулярных занятий физическими упражнениями // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1997, № 3. – С. 51-54.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.2, п.1 // Вестник образования. – 1996, №7. – С. 3-60.
6.      Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
7. Лебедева Н.Т. Двигательная активность п процессе обучения младших школьников: Гигиенические основы физического воспитания. – Минск, 1979.
8. Меньшикова Н.Л. Зеленая аптека – детям / Фитотерапия в педиатрии. – Челябинск: «Лилия», 1993. – 328 с.
9. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
10. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: «Союз», 1998. – С5.
11. Руднова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
12. Семенова Г.И. Использование оздоровительных технологий для показателей соматического здоровья детей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005, № 2. – С. 45-47.
13. Семенова Г.И., Мартьянова И.В. Современные оздоровительные технологии и их роль в улучшении показателей соматического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста // Тез. докл. регион. науч-практ. конф. «Проблемы педагогической иноватики. Социальность современного общества». – Тобольск: ТГПИ им Д.И. Менделеева; СПб: ИОВ РАО, 2005. – С. 131-134.
14. Семенова Г.И., Руденко А.В., Мартьянова И.В. Инновационные подходы к физическому воспитанию в малокомплектной сельской школе // Тез. докл. Всерос. науч-практ. конф. «Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность». Ч I. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С. 130-137.
15. Степанова «Игра и оздоровительная работа в начальной школе», Москва, 2004)
16. Усова Н.А. Точечный массаж в спортивном зале. М.: Изд. «Рубиновый луч», 2002. – 47.
17. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования // Вестник образования, 2004, №12. С. 18-126; №13. С. 3-79; №14. С. 3-128.
18. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
19. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта – М.: Илекса, Народное образование. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – 400 с.
20. Яблоневский В.С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. – Киев: Наука, 1999. – 152 с.
21. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 624 с.




Комментариев нет:

Отправить комментарий