1_8

Страницы

Повышение наглядности при проведении курса полезные привычки


Конкурс проектов среди учащихся 5 – 11 классов «Мы за здоровый образ жизни»



ПОВЫШЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КУРСА «ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ»

Россия
Тюменская область, ХМАО-Югра
Нефтеюганский район
сельское поселение Каркатеевы
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каркатеевская средняя общеобразовательная школа»


Авторы: учащиеся 5 класса
Куратор: Мартьянова Ирина Владимировна



Каркатеевы
2010


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ... 5
План мероприятий по реализации проекта. 5
1. Изучение форм занятий, предлагаемых программой курса «Полезные привычки». 5
2. Определение уровня знаний учащихся первого класса о влиянии никотина и алкоголя на организм ребенка. 6
3. Разработка сценариев занятий по курсу «Полезные привычки». 6
4. Проведение занятий в первом классе по курсу «Полезные привычки» с применением наглядности  6
5. Эффективность занятий курса «Полезные привычки», проведенных волонтерами пятого класса  7
ВЫВОДЫ... 8
ЛИТЕРАТУРА.. 9
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 10

 ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность. Известно, что люди, ведущие здоровый образ жизни имеют крепкое здоровье. В последние годы много говорится об ухудшении состояния здоровья детей школьного возраста. Опрос, проведенный учителем курса «Полезные привычки» в 2009 году, показал, что 8% учащихся начальных классов нашей школы курят, 48% учащихся пробовали курить, 53% пробовали спиртные напитки. Мы считаем, что основной причиной этого является недостаток знаний у учащихся 1 – 4 классов о вреде никотина и алкоголя и его влиянии на детский организм. Проведя анкетирование в первом классе, мы выяснили, что 45% учащихся пробовали курить, 65% пробовали спиртные напитки. Учащиеся не знают, какие вредные вещества находятся в табачных и спиртных изделиях. Уже в первом классе нужно обучать их ответственно относиться к своему здоровью.
С первого класса в нашей школе проводятся занятия по курсу «Полезные привычки», где учащиеся получают знания о здоровьесберегающем поведении. Мы прослушали курс «Полезные привычки» с 1 по 4 класс и пришли к выводу, что в форме рассказа, которую использует учитель, занятия,  проходят не всегда интересно и информация быстро забывается.
Отсюда, возникло противоречие: с одной стороны в начальной школе проводится курс «Полезные привычки», позволяющий получать учащимся знания о здоровом образе жизни; с другой стороны проводимые занятия не всегда вызывают интерес у учащихся и полученные знания не запоминаются.
Проблема исследования: Каким должен быть курс «Полезные привычки», чтобы он был интересен учащимся и повышал их знания о здоровьесберегающем поведении.
Цель проекта – повышение знаний учащихся первого класса о здоровьесберегающем поведении через применение наглядности в ходе проведения курса «Полезные привычки»
Объект исследования: обучение учащихся первого класса по курсу «Полезные привычки».
Предмет исследования: повышение наглядности в ходе проведения курса «Полезные привычки».
Гипотеза исследования. Предполагается, что у учащихся первого класса повысится интерес к курсу «Полезные привычки» и расширятся знания по здоровьесберегающему поведению если волонтеры пятого класса при проведении курса будут использовать такие формы занятий как: инсценирование жизненных ситуаций, работа с плакатами, театрализованная пьеса, слайдовая презентация.
Задачи исследования:
1. Изучить формы занятий, предлагаемые программой курса «Полезные привычки».
2. Определить уровень знаний учащихся первого класса о влиянии никотина и алкоголя на организм ребенка.
3. Разработать сценарии занятий по курсу «Полезные привычки».
4. Провести занятия в первом классе по курсу «Полезные привычки» с применением наглядности.
5. Определить эффективность занятий курса «Полезные привычки», проведенных волонтерами пятого класса.
Планируемый результат:
– повышение интереса учащихся первого класса к курсу «Полезные привычки»
– овладение учащимися первого класса знаниями о вреде никотина и алкоголя на растущий организм ребенка.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование.
Этапы реализации:
На пер­вом эта­пе (декабрь, 2009) изу­чались формы проведения курса «Полезные привычки» и уровень знаний учащихся первого класса о вреде накатина и алкоголя на организм человека, определялись объект, предмет, цели, гипотеза и задачи исследования.
На вто­ром эта­пе (январь – февраль, 2010) велась подготовка сценариев для проведения занятий по курсу « Полезные привычки» в первом классе.
На третьем этапе (март – апрель, 2010 гг.) в хо­де экс­пе­ри­мен­та, про­ве­рялась эф­фек­тив­ность проведения курса «Полезные привычки» с применением наглядности в первом классе волонтерами пятого класса, обобщение, описание результатов исследования, выводов и оформление работы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 

План мероприятий по реализации проекта


п/п
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственные
1
Анкетирование учащихся первого класса по выявлению уровня знаний о вреде никотина и алкоголя на детский организм
Январь
Весь класс
2
Разработка плана мероприятий по организации волонтерской работы с учащимися первого класса
Январь
Актив класса
3
Классный час с использованием слайдовой презентации: «Влияние алкоголя на организм»
Март
Пущина В.
Рублевская Л.
4
Классный час в форме театрализованной пьесы: «Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор»
Февраль
Хамитов Э.
Калинин К.
Чебуранов Е.
Косарев Д.
5
Классный час с использованием инсценирования жизненных ситуаций и работы с плакатами: «Решение и здоровье»
Февраль
Мялицина М.
6
Анкетирование учащихся первого класса по повышению интереса к курсу «Полезные привычки»
Апрель
Весь класс
7
Анкетирование учащихся первого класса по выявлению уровня знаний о вреде никотина и алкоголя
Апрель
Весь класс


Изучение форм занятий, предлагаемых программой курса «Полезные привычки»

Мы изучили курс «Полезные привычки» предлагаемый нам Комитетом образования и увидели, что в нём вся программа идёт в виде лекции и рассказа. Нам кажется, что это не очень интересно для первоклассников, и они быстро забывают всю информацию, которою им рассказывает учитель. Мы решили, что если мы будем применять в наших классных часах наглядные пособия, слайдовые презентации, театрализованные представления и сценки, то детям будет интереснее и легче запоминать новую информацию.

Определение уровня знаний учащихся первого класса о влиянии никотина и алкоголя на организм ребенка 

В начале работы над проектом нами было проведено анкетирование первоклассников, по результатам которого мы определили какими знаниями о вреде никотина и алкоголя владеют учащиеся. Мы узнали, что 45% учащихся пробовали курить, 65% пробовали спиртные напитки.

Разработка сценариев занятий по курсу «Полезные привычки» 

При подготовке сценариев занятий мы использовали интернет и в пособия по курсу «Полезные привычки» (приложения 1, 2, 3). Выбрав сценарий, распределили роли, выучили текст. Репетиции проходили в классе все сценарии просмотрели одноклассники. Так же в классе мы провели конкурс ведущих, все желающие попробовали себя в этой роли.

Проведение занятий в первом классе по курсу «Полезные привычки» с применением наглядности 

Разработав сценарии, распределили роли, выучили текст и показали театрализованное представление у себя в классе для того чтобы дети пятого класса тоже вспомнили и закрепили уже ранее изученную информацию.
На первое занятие к детям первого класса пришли три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Они рассказали детям о вреде курения. Ученикам представления очень понравилось, они внимательно слушали и были заинтересованы.
На слайдовой презентации, которую представили Пущина Варя и Рублевская Лера детей знакомили с информацией о вреде алкоголя, девочки задавали вопросы учащимся первого класса, на которые они активно отвечали.
Немного позже мы снова пришли в первый класс с плакатами и рисунками на тему: «Решение и здоровье», на котором рассказали детям о различных действиях и привычках, которые помогают быть здоровым. Мы давали детям задания, в котором они должны были зарисовать, то, что укрепляет здоровье. Все дети справились хорошо, были очень активными, работали у доски. В заключении все дети нарисовали свой «Цветок здоровья»

Эффективность занятий курса «Полезные привычки», проведенных волонтерами пятого класса

После всех мероприятий мы провели анкетирование, в котором спросили у первоклассников какие занятия при изучении курса «Полезные привычки» им больше понравились. Занятия, которые проводились в виде рассказа учителем или те которые проводили волонтеры с применением наглядных пособий, инсценировок и слайдовых презентаций? 73% первоклассников ответили, что им больше понравилось работать с волонтерами и учиться с наглядными пособиями (рис. 1). Поэтому мы считаем, что такие занятия более интересны и познавательны для детей.

Какие занятия тебе понравились больше?
Рис. 1.  Результаты опроса учащихся 1 класса по определению интереса к проведению курса «Полезные привычки»
Проведя анкетирование, после проведенных занятий мы выяснили что, учащиеся получили много новых знаний о вреде накатина и алкоголя, их вредного влияния на организм. Если до занятий учащиеся первого класса не знали, какие вредные вещества находятся в сигаретах и спиртных напитках, то после проведенных классных часов большинство учащихся смогли ответить на эти вопросы (рис. 2, 3).

Какое вредное вещество содержится в табачных изделиях?
   
Рис. 2. Результаты опроса учащихся 1 класса по определению знаний о вреде никотина

Какое вредное вещество содержится в спиртных напитках?
   
Рис. 3.  Результаты опроса учащихся 1 класса по определению знаний о вреде алкоголя

ВЫВОДЫ

Классные часы по курсу «Полезные привычки», проводимые волонтерами с применением наглядных пособий, инсценировок и слайдовых презентаций позволяют повысить интерес учащихся к занятиям и знания учащихся по курсу «Полезные привычки».

ЛИТЕРАТУРА

1. Полезные привычки: Учебное пособие для учителей начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя / Т.Б. Гречачная, Л.Ю. Иванова, Л.С. Колесова Под ред. О.Л. Романовой. – М. – 1965. – 248 с.
2. http://festival.1september.ru/subjects/20/
3. http://festival.1september.ru/articles/312204/

Комментариев нет:

Отправить комментарий