Конкурс проектов среди учащихся 5 – 11 классов «Мы за
здоровый образ жизни»
ПОВЫШЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КУРСА «ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ»
Россия
Тюменская
область, ХМАО-Югра
Нефтеюганский
район
сельское
поселение Каркатеевы
Нефтеюганское
районное муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каркатеевская
средняя общеобразовательная школа»
Авторы: учащиеся 5 класса
Куратор: Мартьянова Ирина Владимировна
Каркатеевы
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
План мероприятий по реализации проекта
1. Изучение форм занятий, предлагаемых программой курса
«Полезные привычки»
2. Определение уровня знаний учащихся первого класса о
влиянии никотина и алкоголя на организм ребенка
3. Разработка сценариев занятий по курсу «Полезные
привычки»
4. Проведение занятий в первом классе по курсу «Полезные
привычки» с применением наглядности
5. Эффективность занятий курса «Полезные привычки»,
проведенных волонтерами пятого класса
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность. Известно, что люди, ведущие здоровый образ жизни имеют крепкое здоровье. В
последние годы много говорится об ухудшении состояния здоровья детей школьного
возраста. Опрос, проведенный учителем
курса «Полезные привычки» в 2009 году, показал, что 8% учащихся начальных
классов нашей школы курят, 48% учащихся пробовали курить, 53% пробовали
спиртные напитки. Мы считаем, что основной причиной этого является недостаток
знаний у учащихся 1 – 4 классов о вреде никотина и алкоголя и его влиянии на
детский организм. Проведя анкетирование в первом классе, мы выяснили, что 45% учащихся
пробовали курить, 65% пробовали спиртные напитки. Учащиеся не знают, какие
вредные вещества находятся в табачных и спиртных изделиях. Уже в первом классе
нужно обучать их ответственно относиться к своему здоровью.
С первого класса в нашей
школе проводятся занятия по курсу «Полезные привычки», где учащиеся получают знания
о здоровьесберегающем поведении. Мы прослушали курс «Полезные привычки» с 1 по
4 класс и пришли к выводу, что в форме рассказа, которую использует учитель, занятия, проходят не всегда интересно и информация
быстро забывается.
Отсюда, возникло противоречие: с одной стороны в
начальной школе проводится курс «Полезные привычки», позволяющий получать
учащимся знания о здоровом образе жизни; с другой стороны проводимые занятия не
всегда вызывают интерес у учащихся и полученные знания не запоминаются.
Проблема исследования: Каким должен быть курс «Полезные привычки»,
чтобы он был интересен учащимся и повышал их знания о здоровьесберегающем
поведении.
Цель проекта – повышение знаний учащихся первого класса о здоровьесберегающем поведении
через применение наглядности в ходе проведения курса «Полезные привычки»
Объект исследования: обучение учащихся первого класса по курсу
«Полезные привычки».
Предмет исследования: повышение наглядности в ходе проведения курса
«Полезные привычки».
Гипотеза исследования. Предполагается, что у учащихся первого класса
повысится интерес к курсу «Полезные привычки» и расширятся знания по
здоровьесберегающему поведению если волонтеры пятого класса при проведении
курса будут использовать такие формы занятий как: инсценирование жизненных
ситуаций, работа с плакатами, театрализованная пьеса, слайдовая презентация.
Задачи исследования:
1. Изучить формы занятий, предлагаемые программой курса
«Полезные привычки».
2. Определить уровень знаний учащихся первого класса
о влиянии никотина и алкоголя на организм ребенка.
3. Разработать сценарии занятий по курсу «Полезные
привычки».
4. Провести занятия в первом классе по курсу
«Полезные привычки» с применением наглядности.
5. Определить эффективность занятий курса
«Полезные привычки», проведенных волонтерами пятого класса.
Планируемый результат:
– повышение интереса учащихся
первого класса к курсу «Полезные привычки»
– овладение учащимися первого класса
знаниями о вреде никотина и алкоголя на растущий организм ребенка.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогический
эксперимент, анкетирование, тестирование.
Этапы реализации:
На первом этапе (декабрь, 2009) изучались формы проведения курса
«Полезные привычки» и уровень знаний учащихся первого класса о вреде накатина и
алкоголя на организм человека, определялись
объект, предмет, цели, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе (январь – февраль, 2010) велась подготовка
сценариев для проведения занятий по курсу « Полезные привычки» в первом классе.
На третьем этапе (март – апрель, 2010 гг.) в ходе эксперимента,
проверялась эффективность проведения курса «Полезные привычки» с применением наглядности в первом классе
волонтерами пятого класса, обобщение, описание результатов исследования,
выводов и оформление работы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
План мероприятий по реализации проекта
№
п/п
|
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
1
|
Анкетирование учащихся первого класса по выявлению
уровня знаний о вреде никотина и алкоголя на детский организм
|
Январь
|
Весь класс
|
2
|
Разработка плана мероприятий по организации
волонтерской работы с учащимися первого класса
|
Январь
|
Актив класса
|
3
|
Классный час с использованием слайдовой презентации:
«Влияние алкоголя на организм»
|
Март
|
Пущина В.
Рублевская Л.
|
4
|
Классный час в форме театрализованной пьесы:
«Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор»
|
Февраль
|
Хамитов Э.
Калинин К.
Чебуранов Е.
Косарев Д.
|
5
|
Классный час с использованием инсценирования
жизненных ситуаций и работы с плакатами: «Решение и здоровье»
|
Февраль
|
Мялицина М.
|
6
|
Анкетирование учащихся первого класса по повышению
интереса к курсу «Полезные привычки»
|
Апрель
|
Весь класс
|
7
|
Анкетирование учащихся первого класса по выявлению
уровня знаний о вреде никотина и алкоголя
|
Апрель
|
Весь класс
|
Изучение форм занятий, предлагаемых программой курса «Полезные
привычки»
Мы изучили курс «Полезные
привычки» предлагаемый нам Комитетом образования и увидели, что в нём вся
программа идёт в виде лекции и рассказа. Нам кажется, что это не очень
интересно для первоклассников, и они быстро забывают всю информацию, которою им
рассказывает учитель. Мы решили, что если мы будем применять в наших классных
часах наглядные пособия, слайдовые презентации, театрализованные представления
и сценки, то детям будет интереснее и легче запоминать новую информацию.
Определение уровня знаний учащихся первого класса о
влиянии никотина и алкоголя на организм ребенка
В начале работы над
проектом нами было проведено анкетирование первоклассников, по результатам
которого мы определили какими знаниями о вреде никотина и алкоголя владеют
учащиеся. Мы узнали, что 45% учащихся пробовали курить,
65% пробовали спиртные напитки.
Разработка сценариев занятий по курсу «Полезные
привычки»
При подготовке сценариев
занятий мы использовали интернет и в пособия по курсу «Полезные привычки»
(приложения 1, 2, 3).
Выбрав сценарий, распределили роли, выучили текст. Репетиции проходили в классе
все сценарии просмотрели одноклассники. Так же в классе мы провели
конкурс ведущих, все желающие попробовали себя в этой роли.
Проведение занятий в первом классе по курсу «Полезные
привычки» с применением наглядности
Разработав сценарии,
распределили роли, выучили текст и показали театрализованное представление у себя
в классе для того чтобы дети пятого класса тоже вспомнили и закрепили уже ранее
изученную информацию.
На первое занятие к детям
первого класса пришли три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша
Попович. Они рассказали детям о вреде курения. Ученикам представления очень
понравилось, они внимательно слушали и были заинтересованы.
На слайдовой презентации,
которую представили Пущина Варя и Рублевская Лера детей знакомили с информацией
о вреде алкоголя, девочки задавали вопросы учащимся первого
класса, на которые они активно отвечали.
Немного позже мы снова
пришли в первый класс с плакатами и
рисунками на тему: «Решение и здоровье», на котором рассказали детям о
различных действиях и привычках, которые помогают быть здоровым. Мы давали
детям задания, в котором они должны были зарисовать, то, что укрепляет
здоровье. Все дети справились хорошо, были очень активными, работали у доски. В заключении все дети нарисовали свой «Цветок здоровья»
Эффективность занятий курса «Полезные привычки»,
проведенных волонтерами пятого класса
После всех мероприятий мы
провели анкетирование, в котором спросили у первоклассников какие занятия при
изучении курса «Полезные привычки» им больше понравились. Занятия, которые проводились
в виде рассказа учителем или те которые проводили волонтеры с применением
наглядных пособий, инсценировок и слайдовых презентаций? 73% первоклассников
ответили, что им больше понравилось работать с волонтерами и учиться с
наглядными пособиями (рис. 1). Поэтому мы считаем, что такие занятия более
интересны и познавательны для детей.
Какие занятия тебе понравились больше?
Рис. 1. Результаты опроса учащихся 1 класса по определению интереса к проведению курса «Полезные привычки»
Рис. 1. Результаты опроса учащихся 1 класса по определению интереса к проведению курса «Полезные привычки»
Проведя анкетирование,
после проведенных занятий мы выяснили что, учащиеся получили много новых знаний
о вреде накатина и алкоголя, их вредного влияния на организм. Если до занятий
учащиеся первого класса не знали, какие вредные вещества находятся в сигаретах
и спиртных напитках, то после проведенных классных часов большинство учащихся
смогли ответить на эти вопросы (рис. 2, 3).
Какое вредное вещество содержится в табачных
изделиях?
Какое вредное вещество содержится в спиртных
напитках?
Рис. 3. Результаты
опроса учащихся 1 класса по определению знаний о вреде алкоголя
ВЫВОДЫ
Классные часы по курсу
«Полезные привычки», проводимые волонтерами с применением наглядных пособий,
инсценировок и слайдовых презентаций позволяют повысить интерес учащихся к
занятиям и знания учащихся по курсу «Полезные привычки».
ЛИТЕРАТУРА
1. Полезные привычки: Учебное
пособие для учителей начальной школы по предупреждению употребления табака и
алкоголя / Т.Б. Гречачная, Л.Ю. Иванова, Л.С. Колесова Под ред. О.Л.
Романовой. – М. – 1965. – 248 с.
2. http://festival.1september.ru/subjects/20/
3. http://festival.1september.ru/articles/312204/
Комментариев нет:
Отправить комментарий