1_8

Страницы

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1 - 4 классов



Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района

Рабочая программапо физической культуре для учащихся 1 – 4 классов
Автор программы
Мартьянова Ирина Владимировна

Каркатеевы 2012



СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.... 7
I КЛАСС.. 7
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.. 7
Тема: Основы истории физической культуры и спорта. 7
Тема: Основы обучения двигательным действиям.. 7
Тема: Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности. 7
Тема: Основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактика травматизма  7
Тема: Психологические основы физической культуры.. 7
Тема: Методическая практика. 8
БАЗОВЫЕ СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8
Гимнастика с элементами акробатики. 8
Легкая атлетика. 9
Лыжная подготовка. 9
Подвижные игры с основами спортивных игр.. 10
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.. 10
II КЛАСС.. 11
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.. 11
Тема: Основы истории физической культуры и спорта. 11
Тема: Основы обучения двигательным действиям.. 11
Тема: Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности. 11
Тема: Основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактика травматизма  11
Тема: Психологические основы физической культуры.. 11
Тема: Методическая практика. 12
БАЗОВЫЕ СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 12
Гимнастика с элементами акробатики. 12
Легкая атлетика. 13
Лыжная подготовка. 13
Подвижные игры с основами спортивных игр.. 14
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.. 15
III КЛАСС.. 16
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.. 16
Тема: Основы истории физической культуры и спорта. 16
Тема: Основы обучения двигательным действиям. 16
Тема: Основы воспитания физических качеств. 16
Тема: Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности. 16
Тема: Основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактика травматизма  16
Тема: Психологические основы физической культуры.. 17
Тема: Основы тестирования, самоконтроля и взаимоконтроля. 17
Тема: Методическая практика. 17
БАЗОВЫЕ СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 17
Гимнастика с элементами акробатики. 17
Легкая атлетика. 18
Лыжная подготовка. 18
Подвижные игры с основами спортивных игр.. 19
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.. 20
IV КЛАСС.. 21
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.. 21
Тема: Основы истории физической культуры и спорта. 21
Тема: Основы, обучения двигательным действиям.. 21
Тема: Основы воспитания физических качеств. 21
Тема: Психологические основы физической культуры.. 21
Тема: Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности. 21
Тема: Основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактики травматизма  22
Тема: Основы тестирования, самоконтроля и взаимоконтроля. 22
Тема: Методическая практика. 22
БАЗОВЫЕ СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 22
Гимнастика с элементами акробатики. 22
Легкая атлетика. 23
Лыжная подготовка. 24
Подвижные игры с основами спортивных игр.. 24
Футбол. 24
Баскетбол. 24
Волейбол. 25
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Физическая культура», призвана сформировать у   обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью ифизической подготовленности, целостном развитии своих физических и психическихкачеств, творческом использовании средств физической культуры в организацииздорового образа жизни..Рабочая программа по физической культуре для I – IV классов разработанана основе Образовательной программы для учащихся средней общеобразовательнойшколы (1 – 11 классы) «Физическая культура», под редакцией А. П. Матвеева(1995).
В начальной школе на изучение учебного предмета «Физическая культура» из базисного учебного плана выделяется 3 часа в неделю.
Ведущей целью начального физкультурного образования является овладение младшими школьниками базовыми основами двигательной деятельности.
Достижение этой цели решают следующие педагогические задачи:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
Содержание программы согласуется с требованиями государственного стандарта начального образования по физической культуре. Программа содержит учебный материал, направленный на овладение учащимися базовых двигательных умений и навыков и упражнения для развития физических качеств, необходимых для обеспечения полноценного физического развития.
Увеличение учебной нагрузки до трех часов в неделю в 1 – 2 классах достигнуто за счет расширения раздела «Подвижные игры с основами спортивных игр». При этом преследуется задача повышения объема двигательной активности учащихся, за счет игр, развивающих выносливость. В 3 и 4 классах упор сделан на подготовку школьников к обучению в основной школе. В 3 классе третий час используется для углубленного изучения раздела «Гимнастика с элементами акробатики», в 4 классе – раздела «Подвижные игры с основами спортивных игр».
В процессе овладения содержанием программы учащиеся изучают базовые виды спорта (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, лыжи, гимнастика), являющиеся основой основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре.
Организация физического воспитания предполагает классно-урочную форму занятий.
Объем недельной нагрузки, в соответствии с учебным планом школы, складывается из трех часов федерального компонента.
Структура программы. Содержание программы, для каждого класса, структурируется в трех основных разделах: «Теоретико-методические знания», «Базовые средства двигательной деятельности» и «Нормативные требования по физической подготовленности».

В результате изучения физической культуры ученик должен
знать/понимать
роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профила7ктике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
уметь
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать 
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.

Таблица 1

Нормативы физической подготовленности учащихся закончивших начальную школу

п/п
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Оценка
5
4
3
5
4
3
1                  
Бег 60 м с высокого старта, с
10,6
11,2
11,8
10,8
11,6
12,2
2                  
«Челночный бег» 3 х 10 м, с
9,0
9,6
10,5
9,5
10,2
10,8
3                  
Бег 1500 м
Без учета времени
4                  
Прыжок в длину с места, см
170
150
135
165
140
130
5                  
Подтягивание на высокой перекла­дине из виса (количество раз)
5
3
2
6                  
Подтягивание на низкой переклади­не из виса лежа
(количество раз)
14
9
6
7                  
Бег на лыжах 2 км, мин.с
14.30
15.00
16.00
17.00
18.00
20.00

Таблица 2

Примерное распределение учебных часов на освоение разделов и тем учебного материала

п/п
Разделы и темы
Классы
I
II
III
IV
Теоретико-методические основы физической культуры
3
3
3
3
1                  
Основы истории физической культуры и спорта
+
+
+
+
2                  
Основы обучения двигательным действиям
+
+
+
+
3                  
Основы воспитания физических качеств
+
+
+
+
4                  
Психологические основы физиче­ской культуры
+
+
+
+
5                  
Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности
+
+
+
+
6                  
Основы гигиены физического вос­питания и закаливания, профилактики травматизма
+
+
+
+
7                  
Основы тестирования, самоконт­роля и взаимоконтроля
+
+
+
+
8                  
Методическая практика
+
+
+
+
Базовые средства двигательной дея­тельности




1                  
Гимнастика с элементами акроба­тики
22
22
22
22
2                  
Легкая атлетика
20
20
20
20
3                  
Лыжная подготовка
24
24
24
24
4                  
Подвижные игры с основами спортивных игр
20
20
20
20
5                  
Контрольные нормативы
3
3
3
3
6                  
Развитие силовых способностей
3
3
3
3
7                  
Развитие скоростных способностей
2
2
2
2
8                  
Развитие гибкости
1
1
1
1
9                  
Развитие координационных способностей
1
1
1
1
10           
Развитие  выносливости
3
3
3
3
Общее количество часов
102
102
102
102

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I КЛАСС

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Тема: Основы истории физической культуры и спорта

Зарождение физической культуры: ритуальные игры, танцы и об­ряды у древних народов.  Возникновение физических упражнений у древних народов, их применение для подготовки воинов, охотников, земледельцев.

 Тема: Основы обучения двигательным действиям

Движение человека как перемещение его тела и звеньев тела в пространстве и во времени: амплитуда, темп и координация движений. Основные виды движений человека: ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазание и перелезание, их сходство и различия. Разновидности специализированных передвижений человека: на лыжах, коньках, лодке, лошади, велосипеде, самокате, санках, их сходство и различия. Обучение правильной осанке. Состав упражнений и на что они влияют. Правильная осанка и как можно ее контролировать в различных позах и в движении.

 Тема: Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности

Строение тела человека: тело, как двигательный аппарат. Какие движения может выполнять человек. Роль скелета и мышц в движе­нии человека. Сходство и различия между человеком и животными в cтроении тела и движениях. Осанка человека, в чем она проявляется и от чего зависит.


Тема: Основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактика травматизма

Основы личной гигиены: причины появления грязи на руках, ли­це и теле, влияние грязи на кожный покров и на организм в целом, как правильно мыть руки и ноги, умываться, чистить зубы, следить за ногтями рук и ног. Гигиенические процедуры, необходимость в их регулярности. Влияние на здоровье закаливания организма, утрен­ней гимнастики и прогулок на свежем воздухе. Комплексы физиче­ских упражнений в режиме дня.

Тема: Психологические основы физической культуры

Общие представления о психике человека. Сходство и различий психики человека и животного. Знания и умения как основы челове­ческого поведения.

Тема: Методическая практика

Изготовление простейшей атрибутики для проведения подвиж­ных игр и эстафет, спортивных праздников и соревнований. Обучение выполнению комплексов утренней гимнастики, и физ­культминуток. Ознакомление со спортивным инвентарем и оборудо­ванием, их предназначением для занятий физическими упражнениями.

БАЗОВЫЕ СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гимнастика с элементами акробатики

Основы знаний.
Правила поведения и профилактики травматиз­ма на занятиях по гимнастике. Гигиенические требования к одежде и обуви, к внешнему виду занимающихся.
Организующие команды и приемы.
Построение в шеренгу и ко­лонну. Основная стойка и команда «Смирно!». Стойки по команде «Вольно!» и «Равняйсь!». Размыкание в шеренге и в колонне, на мес­те и в движении. Команды «Шагом марш!», «На месте!» и «Стой!». Построение в круг колонной и шеренгой.
Общеразвивающие и оздоровительные упражнения.
Упражнения на развитие гибкости: ходьба с включением широко­го шага, глубоких выпадов, в приседе, взмахов ногами; наклоны впе­ред, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте, «выкруты» с гимнастической палкой, скакал­кой.
Упражнения на развитие ловкости и координации: произвольное преодоление простых препятствий, передвижения с резко изменяю­щимися направлениями движения с остановками в заданной позе, ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому брев­ну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседания­ми, воспроизведение заданной игровой позы по заданию, упражнения на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление в стойках на ногах для рук, головы, туловища, в се­дах и положениях лежа; жонглирование малыми предметами.
Упражнения на формирование осанки: упражнения на проверку осанки, ходьба на носках, ходьба с заданной осанкой, виды стилизо­ванной ходьбы под музыку.
Упражнения для развития силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, упражнения на ло­кальное развитие мышц туловища с использованием отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки) с включением в работу основных мышечных групп.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения, лежа с фиксацией; раскачивание в плотной группи­ровке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием (само­стоятельно) и обратно (с помощью), из упора присев назад и боком.
Прикладно-гимнастические упражнения: передвижение по гим­настической стенке вверх, вниз, горизонтально.

Легкая атлетика

Основы знаний.
Правила поведения на спортивной площадке. Ги­гиенические требования к одежде и обуви на занятиях по легкой ат­летике.
Упражнения на технику движений.
Бег: с изменяющимся направлением, «змейкой», «по кругу», с из­меняющимся ускорением, с изменяющейся амплутудой движений бедра, голени.
Прыжки: на месте, на одной, на двух, с поворотами вправо, вле­во, с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину с места. Спрыгивание с горки матов (высота до 30 см). Броски малого мяча на дальность (техника произвольная).
Упражнения на развитие физических качеств.
Выносливость: равномерный бег в режиме умеренной интенсив­ности до 500 м, чередование ходьбы и бега до 1000 м.
Быстрота: повторное выполнение беговых упражнений с макси­мальной интенсивностью на дистанции до 20 м, «челночный бег» (3 x10 м).
Скоростно-силовые способности: повторное выполнение «много-скоков» на дистанции 8-10 м, повторное выполнение прыжков с Преодолением препятствий (15-20 см) на дистанции 8-10 м.

Лыжная подготовка

Основы знаний.
Правила поведения и личной гигиены при заня­тиях по лыжной подготовке, требования к инвентарю, обуви и одеж­де.
Организующие команды и приемы.
Выполнение организующих команд «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!». Переноска лыж на плече, под рукой. Передвиже­ние в колонне с лыжами.
Упражнения на технику движений (на лыжах).
Повороты переступанием. Передвижение ступающим и скользящим шагами. Спуск в основной стойке. Подъемы ступающим и скользящим шагами.
Упражнения на развитие физических качеств.
Координация: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки), прыжки на двух с опорой на ] палки, комплексы общеразвивающих упражнений стоя на лыжах.
Выносливость: передвижение на лыжах в режиме умеренной ин­тенсивности до одного километра, повторное прохождение дистан­ций 40-60 м в режиме большой интенсивности, подвижные игры на! лыжах.

Подвижные игры с основами спортивных игр

На материале гимнастики с основами акробатики.
«Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Салки не попади в болото», «Пингвины с мячом», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке».
На материале легкой атлетики.
«Два мороза», «Пятнышки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши», «Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись».
На материале лыжной подготовки.
«Салки на марше», «На буксире», «Финские санки», «Два дома», «По местам!», «День и ночь», «Кто дальше прокатится», «Куда укатиться за два шага».
На материале спортивных игр.
футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») с места, по неподвижному мячу, по мячу, катящемуся навстречу, по неподвиж­ному мячу с одного-двух шагов (мяч посылается низом); подвижные игры: «Точная передача»;
баскетбол: броски мяча на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой), ловля мяча на месте (высоко летящего, низко ле­тящего, летящего на уровне головы), передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось-поймай», «Выстрел в небе». 
Таблица 1

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

п/п
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Оценка
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1                  
Бег 30 м с высокого старта, с
6,3
6,9
7,4
6,4
7,0
7,5
2                  
Бег 800 м
Без учета времени
3                  
Прыжок в длину с места, см
145
125
100
130
115
100
4                  
Бросок мяча от груди в баскетболь­ный щит (расстояние в м)
5
4
3
4
3
2
5                  
Удар ногой с 2-3 шагов по непод­вижному мячу в ворота шириной 1,5 м (расстояние в м)
6
5
4
6
5
4
6                  
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с, раз
10
8
6
9
7
5
7                  
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз
6
4
2
3
2
1


II КЛАСС

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Тема: Основы истории физической культуры и спорта

Древнегреческие Олимпийские игры, их зарождение, организация и проведение. Легенды и мифы о первых Олимпийских играх, о первых их победителях.

Тема: Основы обучения двигательным действиям

Осанка, от чего она зависит; основные правила и способы профи­лактики нарушения осанки; рациональное положение тела; как правильно сидеть, спать, передвигаться; основные правила и способы профилактики нарушения осанки. Физические упражнения, в чем, их отличие от двигательных действий, с чем они связаны и на что на­правлены.

Тема: Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности

Влияние занятий физической культурой на развитие движений. Понятие о физических качествах: что такое сила, выносливость, быстрота, ловкость. Зачем спортсмены тренируются и что происходит с их физическими качествами.

Тема: Основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактика травматизма

Гигиенические требования к условиям проведения занятий физи­ческими упражнениями и одежде занимающихся: как гигиенически правильно проводить занятия в помещении и на открытом воздухе в различные времена года, как подобрать одежду для занятий различ­ной направленности, правильно одеваться, чтобы избежать травм, перегревания и переохлаждения организма, правильно подобрать инвентарь и оборудование для самостоятельных занятий. Водные за­каливающие процедуры, их назначение и особенности выполнения.

Тема: Психологические основы физической культуры

Психические состояния напряженности, тревоги, утомления. Как они проявляются в поведении человека; занятия физической культу­рой как средство оптимизации психического состояния человека.

Тема: Методическая практика

Изготовление простейшей атрибутики. и простейшего инвентаря и оборудования для проведения подвижных игр и самостоятельных до­машних занятий. Разработка комплексов физических упражнений: разной направленности для самостоятельных домашних занятий. Овладение элементарными методами контроля за функциональным состоянием организма (по внешним признакам и внутреннему состоянию). Осво­ение индивидуальной методики закаливания водой в домашних условиях.

БАЗОВЫЕ СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гимнастика с элементами акробатики

Основы знаний.
Терминология разучиваемых упражнений; двигательное содержание и функциональная направленность общеразвивающих упражнений, вариативность их использования в утренней 1 гимнастике.
Организующие команды и приемы.
Построение в шеренгу по ко­манде. Повороты на месте налево и направо по распоряжению и по строевой команде «Нале-во!» («Напра-во!»). Строевые приемы выполнения начальных фаз передвижения в ходьбе и беге. Передвиже­ние в колонне с разной дистанцией и темпом.
Общеразвивающие и оздоровительные упражнения.
Упражне­ния для развития гибкости: высокие взмахи поочередно и попере­менно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижения; полушпагат и широкие стойки на ногах.
Упражнения на развитие ловкости и координации: преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыж­ки, перелезание через горку матов и т.п. Комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движения­ми руками и ногами. Равновесие типа «ласточка» на широкой и ограниченной опоре с фиксацией равновесия положений; воспроиз­ведение поз по показу и словесному описанию. Упражнения на пере­ключение внимания и чувственного контроля, с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, «выключение» и «включение» звеньев, полное расслабление всех мышц.
Упражнения на формирование осанки: комплексы корригирую­щих упражнений: на контроль ощущений в постановке головы, плеч, позвоночного столба. Передвижения с заданной осанкой; ходьба под музыкальное сопровождение (для девочек - движение «от бедра», для мальчиков - строевой шаг традиционный и ритмованный); тан­цевальные движения.
Упражнения для развития силовых способностей: лазание по гимнастической стенке (комплексы упражнения с различной направленностью передвижений); по наклонной гимнастической скамейке (в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание через препятст­вия с опорой на руки. Подтягивание в висе лежа; отжимание, лежа с опорой на гимнастическую скамейку. Комплексы упражнений с гантелями (малыми), набивными мячами (до 1 кг). Прыжковые упраж­нения: многоскоки; прыжки с продвижением поочередно на правой и левой; прыжки вверх и вперед толчком одной и двумя о гимнастический мостик.
Спортивно-гимнастические упражнения: из положения, лежа на спине стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги). Кувырок вперед и группировке. Из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях. Прыжки со скакалкой.
Прикладно-гимнастические упражнения: лазание по канату (3 м); лазание по гимнастической стенке спиной к опоре; переползание «по-пластунски»; полоса препятствий с элементами лазания, перелезания, переползания. Танцевальные упражнения.

Легкая атлетика

Основы знаний.
Значение и правила выполнения физических уп­ражнений по легкой атлетике на открытом воздухе. Терминология легкой атлетики.
Упражнения на технику движений.
Бег с изменяющимся направ­лением, с различным положением рук, с преодолением препятствий; из различных исходных положений; «челночный бег».
Выполнение старта (высокого и с опорой на руку). Прыжки: в длину с места и с разбега; прыжок в высоту с прямого разбега. Мета­ние малого мяча на дальность способом «из-за головы».
Упражнения на развитие физических качеств.
Ловкость: бег с изменяющимся направлением, бег по ограниченной опоре; прыжки через скакалку; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений.
Скоростно-силовые качества: бег по наклонной плоскости; многоскоки с преодолением препятствий высотой до 10-15 см; метание набивных мячей массой до 1 кг из разных исходных положений (сбо­ку, снизу, сверху, от груди).
Выносливость: равномерный бег до 1,5 км в режиме умеренной интенсивности; равномерный бег, чередующийся с ходьбой, до 1,5 км; равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с равномерным бегом в режиме большой интенсивности до 200 м.
Быстрота: повторный бег в режиме максимальной интенсивности на дистанцию до 20 м.

Лыжная подготовка

Основы знаний.
Значение и правила выполнения физических упражнений на открытом воздухе; особенности проведения занятий в условиях пониженной температуры. Правила подготовки лыж к занятиям.
Упражнения на технику движений.
Передвижения попеременный двухшажный ход; чередование передвижений (попеременный двухшажный ход и скользящий шаг). Спуск в низкой стойке. Подъемы лесенкой, елочкой. Повороты переступанием в движении. Торможение палками, падением.
Упражнения на развитие физических качеств.
Скоростно-силовые качества: скоростное передвижение на лыжах до 200 м; подъем скользящим шагом в максимальном темпе.
Выносливость» равномерное передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности до 1,5 км.

Подвижные игры с основами спортивных игр

Основы знаний.
Специальная терминология спортивных игр. Правила профилактики травматизма при занятиях подвижными иг­рами.
На материале гимнастики с основами акробатики:
«Эстафеты с обручами», «Не урони мешочек», «Конники-спорт­смены», «Запрещенное движение», «Зайцы в огороде и Жучка», «Ли­са и куры».
На материале легкой атлетики:
«Вызов номеров», «Шишки-желуди-орехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Отгадай, чей голос», (•«Мяч соседу», «Метко в цель», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале лыжной подготовки:
«Попади в ворота», «Кто быстрее взойдет в гору», «Кто быстрее».
На материале спортивных игр:
футбол: ведение мяча (по прямой, по дуге, с остановками по сигналу); специальные передвижения без мяча (правым и левым боком приставными шагами; скрестным шагом; с ускорением по сигналу);
баскетбол: ведение мяча; специальные передвижения без мяча (стоика и передвижения игрока в стойке; перемещения в баскетболе);
волейбол: игровые стойки волейболиста; перемещения и остановки в различных стойках. Подводящие упражнения для обучения нижней прямой и боковой подаче.

Таблица 2

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

п/п
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Оценка
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1                  
Бег 30 м с высокого старта, с
6,3
6,9
7,4
6,4
7,0
7,5
2                  
Бег 1000 м
Без учета времени
3                  
Прыжок в длину с места, см
145
125
100
130
115
100
4                  
Передвижение на лыжах 1 км, мин, с
8,00
8,30
9,00
8,30
9,00
-
5                  
Многоскоки (8 прыжков), м
12,5
9,0
6,0
12,0
8,5
5,5
6                  
Выполнение остановок в шаге и прыжком
Демонстрация техники
7                  
Ведение футбольного мяча в ограниченном коридоре
8                  
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с, раз
13
11
9
12
10
8
9                  
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз
9
7
5
6
4
2
10           
Бросок мяча от груди в баскетбольный щит(расстояние в м)
5
4
3
4
3
2

III КЛАСС

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ 

Тема: Основы истории физической культуры и спорта

Физическая культура у древних славян, традиционные виды физических упражнений.

Тема: Основы обучения двигательным действиям.

Классификация физических упражнений: по видам спорта (гимнастические, легкоатлетические и т. п.).направленности (общеразвивающие и специально развивающие); характеру мышечный сокращений (динамические, статические).

Тема: Основы воспитания физических качеств

Методика воспитания гибкости: от чего зависит гибкость человека, какие виды гибкости бывают, как измеряется гибкость человека, какие упражнения помогают развивать гибкость, для чего надо уметь расслаблять мышцы и как этому научиться. 

Тема: Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности

Работа мышц; что значит мышца «сокращается»; понятие напряжения и расслабления мышц; как мышцы приводят в движение все части тела; как изменяется работа мышц при упражнениях разной направленности на развитие силы, выносливости, скорости передвижения.

 Тема: Основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактика травматизма

Процессы утомления и восстановления организма при занятиях физическими упражнениями. Что такое утомление, почему человек утомляется и от чего это зависит; в чем проявляется утомление. Можно ли быть всегда бодрым; для чего человек спит; что значил крепкий сон и сколько надо спать, чтобы организм человека восстановился, что надо делать, какие мероприятия проводить, чтобы сон был крепкий, что значит «правильно просыпаться»; как поддержи­вать бодрое состояние после сна. Что такое режим дня, как правиль­но его спланировать и организовать.

Тема: Психологические основы физической культуры

Общие представления о произвольных и непроизвольных психи­ческих процессах. Внимание, память. Психика как механизм управ­ления: произвольное и непроизвольное управление движениями собственного тела.

Тема: Основы тестирования, самоконтроля и взаимоконтроля

Что такое контроль при занятиях физическими упражнениями, для чего он нужен и что он в себя включает. Как определяют физиче­скую подготовленность. Что такое тесты, как ими пользоваться и как подбирать. 

Тема: Методическая практика

Изготовление простейшей атрибутики, инвентаря и оборудования для проведения подвижных игр и самостоятельных домашних зада­ний. Методика определения массы и роста тела, гибкости. Освоение индивидуальных приемов развития гибкости. Разработка индивиду­альных комплексов физических упражнений общеразвивающей на­правленности для самостоятельных домашних заданий осанки.

БАЗОВЫЕ СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Гимнастика с элементами акробатики

Основы знаний.
Знание гимнастической терминологии по учебно­му материалу.
Организующие команды и приемы.
Размыкание и смыкание при­ставными шагами в шеренге. Повороты кругом с разделением по ко­манде «Кругом! Раз-два». Перестроение по два в шеренге и колонне.
Общеразвивающие и оздоровительные упражнения.
Упражне­ния на развитие гибкости. Комплексы общеразвивающих упражне­ний, включающих в себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах), прогибание туловища, разведение ног в лицевой и переднезадней плоскостях.
Упражнения на развитие ловкости: передвижения на гимнастической скамейке (на рейке гимнастической скамейки) с использованием стоек на ногах, фиксацией импровизированных поз, равновесий типа «ласточка», передвижений на носках, с поворотами, подскоками.
Упражнения на формирование осанки: комплексы упражнений на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; упражнения для укрепления и коррекции мышечного кор­сета: движения туловищем с использованием отягощений, массы собственного тела, гантелей (малых), набивных мячей (до 1 кг), гим­настических палок; жонглирование на ограниченной опоре.
Упражнение для развития силовых способностей: лазание по гимнастической скамейке, упражнения в висе (сгибание ног, сгибание рук из виса стоя).
Спортивно-гимнастические упражнения. Кувырок назад до упо­ра на коленях и до упора присев. «Мост» из положения, лежа на спине. Опорный прыжок через гимнастический «козел» ( в упор стоя на коленях, с последующим переходом в упор присев и соскок вперед, вскок в упор присев соскок прогнувшись); акробатические упражнения (кувырок назад, кувырок вперед, перекаты в сторону, равновесие на одной «ласточка»,махом одной толчком другой переворот в сторону «колесо», стойка на лопатках).
Прикладно-гимнастические упражнения. Лазание по канату введением техники в три приема (3 м). Перелезание: с опорой на руки и ноги, с опорой на руки, поочередно перемахом правой и левой. 

Легкая атлетика

Основы знаний.
Знание специальной легкоатлетической терминологии по учебному материалу.
Организующие команды и приемы.
Перестроение из двух шеренгу в два круга. Передвижение по диагонали и «противоходом».
Упражнения на технику движений.
Бег с высоким подниманием бедра, прыжками с ускорением.
Прыжки в длину с разбега с точным попаданием толчковой ноги на доску отталкивания. Прыжок в высоту с разбега 5-6 м способом «перешагивание».
Метание малого мяча в цель, на дальность способом «из-за головы через плечо».
Упражнения на развитие физических качеств.
Выносливость: бег равномерный на 600 м, с ускорениями 30-40 м повторное выполнение равномерного бега на дистанцию 600 м в зоне большой интенсивности; равномерный бег в зоне умеренной интенсивности до 1,5 км.
Быстрота: повторное выполнение беговых упражнений на дис­танции до 30 м в зоне максимальной интенсивности; повторное вы­полнение «челночного бега» (3 х 10 м).
Скоростно-силовые качества: повторное выполнение многоскоков на дистанцию до 8-10 м. 

Лыжная подготовка

Основы знаний.
Знание терминологии по учебному материалу.
Упражнения на технику движений.
Передвижение поперемен­ным двухшажным ходом с равномерной скоростью до 300 м. Поворот «упором». Торможение «плугом».
Упражнения на развитие физических качеств.
Выносливость: повторное прохождение дистанции до 400 м с ус­корениями до 30 м; прохождение дистанции до 2000 попеременным двухшажным ходом.

Подвижные игры с основами спортивных игр

Основы знаний.
Знание терминологии по учебному материалу и правил подвижных игр.
На материале гимнастики с основами акробатики
Игровые зада­ния с использованием строевых упражнений, заданий на координа­цию движений типа «веселых задач», с «включением» и «выключением» (расслаблением) звеньев тела. Игры: «Что измени­лось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом».
На материале легкой атлетики.
«Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто обгонит».
На материале лыжной подготовки.
«Быстрый лыжник», «За мной!».
На материале спортивных игр.
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному мячу в горизон­тальную (полоса шириной 1,5 м на расстоянии до 7-8 м) и верти­кальную (полоса шириной 2 м на расстоянии до 7-8 м) мишени; остановка катящегося мяча; ведение мяча между предметами и об­водка предметов;
Баскетбол: ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте; бросок мяча двумя руками от груди с места под углом с отра­апрыги от щита; специальные передвижения (остановка прыжком);
Волейбол: подача нижняя прямая (боковая); передача сверху дву­мя руками вперед-вверх; прием мяча снизу двумя руками вперед, специальные движения (подбрасывания мяча на нужную высоту и расстояние от туловища, передача мяча с собственного подбрасыва­ния на месте, после небольших перемещений вправо, влево, вперед).

Таблица 3

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

п/п
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Оценка
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1                  
Бег 30 м с высокого старта, с
5,7
6,2
6,8
5,8
6,3
7,0
2                  
Бег 1000 м
Без учета времени
3                  
Прыжок в длину с места, см
160
140
125
155
135
120
4                  
Передвижения на лыжах 1 км, мин, с
7.30
8.00
8.30
8.00
8.30
9.00
5                  
Многоскоки (8 прыжков), м
13,0
9,5
6,5
12,5
9,0
6,0
6                  
Ведение баскетбольного мяча
Демонстрация техники
7                  
Удар ногой по неподвижному мячу с разбега (на дальность в м)
29
18
12
18
14
10
8                  
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с, раз
17
15
13
17
15
13
9                  
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз
11
9
7
8
6
4


IV КЛАСС

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

 Тема: Основы истории физической культуры и спорта

История зарождения современного спортивного движения. Основные ви­ды спорта, представленные на Олимпиаде, и их характеристика. Участие российских спортсменов на первых Олим­пийских играх.

Тема: Основы, обучения двигательным действиям

Техника двигательного действия; что под этим понимают, чем она характеризуется, и как проявляется при выполнении двигательных действий. Обучение двигательным действиям: какова роль зрения и слуха при обучении движениям; почему новое движение трудно вы­полнить сразу после того, как его только увидишь; что делают для того, чтобы движение осваивалось легче и быстрее; какие правила при этом надо соблюдать; посредством чего достигается технически правильное выполнение упражнения.

 Тема: Основы воспитания физических качеств

Воспитание выносливости. От чего зависит выносливость, ее про­явления, как ее измеряют, характеристика видов выносливости; ка­кие упражнения используются для воспитания общей выносливости и как их подбирают. Что такое интенсивность выполнения физиче­ских упражнений, как ее определяют; при какой интенсивности уп­ражнений воспитывают общую выносливость. Какой отдых должен быть после выполнения упражнений на выносливость, его характер и продолжительность. 

Тема: Психологические основы физической культуры

Общие представления о взаимосвязи между психическим и физи­ческим развитием человека, физическим и эмоциональным состоя­ниями, влияние процесса обучения двигательным действиям на развитие основных психических процессов.

Тема: Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности

Кровообращение и дыхание, роль этих физиологических функций в жизнедеятельности человека и при выполнении им физических уп­ражнений; как работает сердце, о чем говорит «учащение» и «урежение» работы сердца, как характеризуется работа сердца при выполнении физических упражнений. Дыхание человека и с чем оно связано; что означает «учащение» и «урежение» частоты дыхания, «глубокое» и «поверхностное» дыхание, как характеризуется работа дыхательной системы при выполнении физических упражнений. Взаимосвязь дыхания и кровообращения, что общего и различного в их соотношении при выполнении физических упражнений.

Тема: Основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактики травматизма

Что такое травма, какие травмы возможны при занятиях физиче­скими упражнениями, почему они случаются и как их избежать, ка­кие правила необходимо соблюдать для этого. Гигиенические правила и методика их соблюдения при организации самостоятель­ных домашних заданий.

Тема: Основы тестирования, самоконтроля и взаимоконтроля

Как контролировать выполнение физических упражнений по час­тоте сердечных сокращений, какой она должна быть в состоянии по­коя и при выполнении физических упражнений разной направленности. Как можно по частоте сердечных сокращений опре­делить функциональное состояние организма.

Тема: Методическая практика

Методика регистрации частоты сердечных сокращений в покое и после выполнения физических упражнений. Разработка комплексов физических упражнений для самостоятель­ных занятий.

БАЗОВЫЕ СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гимнастика с элементами акробатики

Основы знаний.
Что такое гимнастика и в чем ее положительное влияние на развитие человека и укрепление его здоровья. Термино­логия. Перестроение из шеренги в две – четыре шеренги по расчету, раз­мыкание в шеренгах для исполнения общеразвивающих упражне­ний. Перестроение из нескольких шеренг в колонну по одному с передвижением по залу.
Общеразвивающие и оздоровительные упражнения.
Упражне­ния для развития гибкости: тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах, определение индивидуальных потребно­стей в развитии гибкости; индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.
Упражнения на развитие ловкости. Преодоление полос препятст­вий, включающих вариативность движений, реакцию выбора, вне­запное изменение условий движения; равновесие на одной ноге (поочередно на правой и левой) с изменением заданной позы; передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам; комплексы упражнений на равновесие для самостоятельных занятий (подбираются индивидуально).
Упражнения на формирование осанки. Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных звень­ев тела; индивидуальные комплексы корригирующей гимнастики для совершенствования осанки (для мышц спины и плечевого пояса, туловища, на контроль позы ощущениями).
Упражнения на развитие силовых способностей. Комплексы фи­зических упражнений с дополнительными отягощениями (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, эспандеры, резиновые бинты); сгиба­ние рук, в упоре лежа; подтягивание туловища в висах; передвижения на руках в висе, согнув ноги на средней перекладине; переноска партнера; индивидуальные комплексы физических упражнений из­бирательной направленности на отдельные мышечные группы для самостоятельных занятий.
Спортивно-гимнастические упражнения. Висы: стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя на низкой перекладине; комбинация на перекладине (из виса присев толчком двумя перемах согнув ноги в вис согнувшись сзади, опускание назад в вис стоя сзади и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед на ноги); опорный прыжок через гимнастический «козел» ( в упор стоя на коленях, с последующим переходом в упор присев и соскок вперед, вскок в упор присев соскок прогнувшись); акробатические упражнения (кувырок назад, кувырок вперед, перекаты в сторону, равновесие на одной «ласточка»,махом одной толчком другой переворот в сторону «колесо», стойка на лопатках, «мост» из положения лежа на спине или стоя).
Прикладно-гимнастические упражнения. Лазание по канату в два приема; комплексы упражнений (групповые и индивидуальные) для спортивных соревнований, праздников, вечеров.

Легкая атлетика

Основы знаний.
Правила дыхания в беге и ходьбе. Знание терминологии осваиваемых упражнений.
Упражнения на технику движений. Низкий старт. Стартовое ускорение (до 5-7 м). Финиширование. Прыжок, в длину с разбега согнув ноги. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча с разбега.
Упражнения на развитие физических качеств.
Выносливость: бег на дистанцию 60-100 м с максимальной интенсивностью, равномерный «6-минутный» бег; бег на дистанцию до 400 м (чередование нагрузки в зоне умеренной и большой интенсивности). Бег один километр на время.
Быстрота: бег с ускорением до 50 м; повторный бег на дистанцию 15-30 м.
Скоростно-силовые способности: прыжки в высоту на месте c касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (боком) с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам; запрыгивание на горку матов; спрыгивание с горки матов с последующим напрыгиваниием, многоскоки. 

Лыжная подготовка

Основы знаний.
Лыжный спорт, его возникновение и развитие, положительное влияние на организм человека. Знание терминологии по теме «Лыжная подготовка».
Упражнения на технику движений.
Передвижение одновременным двухшажным и одновременным одношажным ходом.
Упражнения на развитие физических качеств.
Выносливость: повторное прохождение дистанции 600 м попеременным двухшажным ходом; передвижение одновременным двух­шажным ходом на дистанцию до 600 м; прохождение дистанции до 2 км с чередованием лыжных ходов.

 Подвижные игры с основами спортивных игр

На материале гимнастики с основами акробатики: «Увертывайся от мяча», «Гонка мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпи­нисты», эстафеты типа «Веревочка под ногами».
На материале легкой атлетики: «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель », «Не давай мяча водящему».
На материале лыжной подготовки: «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Салки маршем».

Футбол

Основы знаний.
Общие представления о возникновении и разви­тии футбола. Отличительные особенности футбола и его положи­тельное влияние на организм.
Упражнения на технику движений.
Ведение мяча внутренней и внешней частями подъема. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы.
Подвижные игры. Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру; «Гонка мяча по кругу», «Свободное место».

Баскетбол

Основы знаний.
История возникновения и развития баскетбола. Отличительные особенности баскетбола от других спортивных игр; его положительное влияние на организм человека.
Упражнения на технику движений.
Остановка в шаге и прыжком. Приставные шаги (левым, правым боком). Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки. Ведение баскетбольного мяча в движении.
Подвижные игры: «Борьба за мяч», «Защита стойкой», «Салки тиной к щиту», «Гонка мячей по кругу», эстафеты с ведением мяча и броска в корзину.

Волейбол

Основы знаний.
История возникновения и развития волейбола, отличительные особенности игры в волейбол от других спортивных игр, положительное влияние игры волейбол на функциональное состояние человека.
Упражнения на технику движений.
Передача мяча в парах. Отбивание мяча через сетку (передачей сверху двумя руками, кулаком снизу).
Подвижные игры. «Пионербол».


Таблица 4

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

п/п
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Оценка
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1                                 
Бег 30 м с высокого старта, с
41
38
33
38
35
31
2                                 
Бег 1000 м
11,0
10,0
8,5
9,0
8,5
6,5
3                                 
Прыжок в длину с места, см
11,8
11,0
11,4
11,0
11,4
11,6
4                                 
Передвижения на лыжах 1 км, мин, с
7,4
8,0
9,0
8,4
9,6
10,1
5                                 
Многоскоки (8 прыжков), м
100
90
80
95
90
80
6                                 
Ведение баскетбольного мяча на дистанции 40 м,с
11,0
11,4
11,6
11,0
11,4
11,6
7                                 
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с, раз
25
22
20
24
20
18
8                      
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз
14
12
10
9
7
5
9
«Челночный» бег 3по 10м
9,0
9,6
10,5
9,5
10,2
10,8

Комментариев нет:

Отправить комментарий